Сегодня на воскресной службе читался удивительный по глубине и жизненности фрагмент Евангелия “Об исцелении Христом слепорожденного”, который повествует о следующем эпизоде из жизни Христа:
Бывши по случаю одного праздника в Иерусалимском храме, Спаситель, после Своей проповеди, вышел из храма и, проходя по улице, увидел человека слепого от рождения (слепорожденного). Иудеи думали, что всякое несчастие, случающееся с человеком, есть наказание за грехи его. Если же несчастье постигало младенца, то они считали это наказанием за грехи родителей. Поэтому ученики Иисусовы спросили Его: “Равви (учитель)! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?”
Иисус Христос ответил: “не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии“.
Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение (грязь) из плюновения, и помазал брением глаза слепому. Потом Спаситель сказал слепому: “пойди, умойся в купальне Силоам (так назывался один источник воды, находившийся за городом; слово Силоам значит “посланный”).
Чтобы исцелить слепорожденного, Спаситель мог сказать только слово, и слепой стал бы видеть. Поэтому, если Он помазал теперь слепому глаза, то сделал это не потому, что в этой мази заключалась целебная сила, а для того, чтобы таким прикосновением к его глазам возбудить в нем веру и показать людям, что слепой с верою принимает слова Спасителя.
Слепорожденный пошел к Силоамской купальне, умылся и стал видеть; и возвратился зрячим. Тогда все соседи и видевшие его прежде удивлялись и спрашивали: “не тот ли это слепой нищий, который сидел и просил милостыню?” Одни говорили: “это он”. Другие говорили: “только похож на него”. Сам же он говорил: “это я, тот самый, который был слеп”.
Тогда все стали спрашивать его: “как же открылись у тебя глаза?” Исцеленный ответил: “Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел”.
Его спросили: “где этот Человек?” Исцеленный ответил: “не знаю”.
Но особая, на мой взгляд, житейская мудрость заключается в продолжении этой истории, рассказывающей о том, как фарисеи (законники) приняли исцеленного и отнеслись к произошедшему на их глазах чуду:
Тогда повели бывшего слепца к фарисеям; а была суббота, когда Иисус Христос исцелил его. Фарисеи также стали спрашивать исцеленного, как он прозрел. Исцеленный сказал им: “брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу”.
Некоторые же из фарисеев стали говорить: “не от Бога этот Человек, потому что не хранит субботы”. Другие же говорили: “как может человек грешный творить такие чудеса?” И была между ними распря.
Затем опять спросили исцеленного: “ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи?” Исцеленный же сказал им: “Это Пророк“.
Тогда фарисеи не поверили, что он был слеп и прозрел. Они призвали родителей и спросили их: “это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? Как же он теперь видит?” Родители исцеленного отвечали им: “мы знаем, что это наш сын, и что он родился слепым. А как он теперь видит, не знаем, и кто отверз ему очи, мы не знаем. Сын наш в совершенных летах (взрослый), самого спросите; пусть сам о себе скажет”.
Так отвечали родители его, потому что боялись фарисеев, которые уже раньше сговорились и постановили, что всякого, кто признает Иисуса из Назарета за Христа-Мессию, Спасителя мира, отлучат от синагоги, т. е. считать отступником от их веры и закона. Потому-то родители ради страха перед фарисеями и сказали: он в совершенных летах, самого спросите.
Тогда фарисеи вторично призвали исцеленного и сказали ему: “Воздай славу Богу! мы знаем, что Человек Тот грешник (т. е. за свое исцеление благодари Бога, а не этого Человека, Он грешник)”. Исцеленный же сказал им: “грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу”.
Фарисеи стали снова спрашивать его: “что сделал Он с тобою? Как отверз твои очи?” Исцеленный ответил: “Я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? Или и вы хотите сделаться Его учениками?”
Фарисеи же рассердились, укорили его и сказали: “ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, Сего же (Иисуса) мы не знаем, откуда Он”.
Тогда исцеленный сказал им в ответ: “это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слышано, чтобы кто (из людей) отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, то не мог бы творить ничего”.
Эти простые и разумные слова, против которых ничего нельзя было сказать, разгневали фарисеев. Они сказали ему: “во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?” И выгнали его вон.
В поле зрения общины появляется человек, который делает необычные, добрые дела, выходящие за все рамки их жизненного опыта – он задает новую планку авторитета, недостижимого для местных лидеров в принципе. Их репутация под угрозой и они отвечают очень типичной ДЛЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ реакцией – пытаются его очернить.
Поступки другого человека мы всегда судим по себе, а значит исключительно в меру своей греховности. Вот, появился Робин Гуд – значит у него какие-то корыстные мотивы: шкурный интерес (дорваться до корыта), тщеславие (желание попиарится) или (полный маразм!) он просто делает ДОБРЫЕ ДЕЛА НЕ ПО РАСПИСАНИЮ (у нас так не принято) – этот человек грешник, посмотрите как мы быстро его раскусили и навесили на него то, кем по нашему представлению он является!
Далее следует физическое давление – они вызывают на разговор (знакомое слово?) “свидетелей” его дел (самого исцеленного слепца) и тех, кто может потвердить его личность (его родителей). Понятное дело, что целью разговора являлось не столько установление истины, сколько психологического давления и возможность добыть компромат. Что может чувствовать простой человек, которому “набила стрелку” группа местных авторитетов? Конечно страх, растерянность. И описанные в тексте методы допроса слепорожденного подтвеждают вышесказанное – мы видим целый набор приемов психологического давления: оскорбления, наезд, навешивание ярлыков, неправомочные обобщения, повторения вопросов (любимый прием следователей – обвиняемый нет-нет, да ошибётся и даст различные показания). И если родители слепорожденного действительно напуганы, теряют дар речи (ничего не знаем, он совершеннолетний, пусть сам и расскажет), то сам он не только обходит все расставленые ловушки (“так он грешник, негодяй” – ничего не знаю. Знаю только что был слеп и прозрел. А грешного человека Бог не послушает!), но и ведет себя довольно дерзко по отношению к “авторитетам”. Для него незыблимый факт и ценность совершившегося над ним добра важнее сомнительного авторитета НИЧЕМ ХОРОШИМ не проявивших себя местных лидеров общины.
“Чего переспрашиваете? Я уже сказал рассказал вам дважды, как всё было. Или может вы хотите у него поучиться (как он это делает)?” – попытка сгладить свою дерзость или простодушная надежда в искренности любопытства спрашивающих? “Глазами будете смотреть и не увидите, ушами будете слышать и не услышите!” (Матфея 13: 14-16) – переиначил исцеленный слепец тогда еще не сказанные слова Христа, обращенные ко всем, “очерствевшим сердцем”.
Да кто ты такой? – последний “аргумент” зашоренных, озлобленных и ослепленных гордыней людей, не желающих ни слышать, ни признавать правду, вскрывающую их собственную ущербность…
И хотя можно извлечь много уроков из этого потрясающего фрагмента, все-таки главный вопрос который он ставит, на мой взгляд, это – так кто же из них истинный слепорожденный? При том – не желающий своего исцеления. Многие узнают в этих персонажах себя.